Журнал Forbes о логистических проблемах в портах Черного моря

11.03.2024 09:00

Журналисты Forbes в новом обзоре отмечают, что 80% аграрной продукции, произведенной на юге России, уходит на экспорт именно через черноморские глубоководные порты. Другие российские порты пока не готовы конкурировать с черноморскими, так как процессы работы там находятся на стадии отладки, говорят эксперты. В ситуации нехватки мощностей далеко не все трейдеры находят возможности для выстраивания приемлемых по стоимости и удобству цепочек для поставок зерна за рубеж.

С начала сезона 2023/2024 становится все более очевидной консолидация крупных зернотрейдеров в этом направлении. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в сельхозсезоне 2022/2023 на топ-5 крупнейших экспортеров зерна пришлось 65% объемов отгрузок в портах Черного моря. В сезоне 2023/2024 они занимают уже 84%.

Покупатели и терминалы предпочитают работать с крупными игроками, а более мелкие компании ищут новые логистические цепочки. По мнению экспертов, для терминалов работа с крупными трейдерами — основа для более высокого качества исполнения сделок. Генеральный директор Агрохолдинга «СТЕПЬ» Андрей Недужко рассказал, что основная часть терминалов принадлежит экспортерам либо аффилированным с ними компаниям. «Соответственно они обеспечивают прежде всего собственную экспортную программу», - подчеркнул он.

Эксперты, опрошенные Forbes, полагают, что проблема не в политике зерновых терминалов Черного моря и не в усилении концентрации экспортеров из топ-5, а в необходимости диверсифицировать потоки поставок. Многие собеседники Forbes рассматривают и отгрузку по железной дороге, но отмечают, что и на этих маршрутах есть проблемы.

Подробнее читайте здесь.